Рубрики
Образование

Ребенок без особых усилий учится на «пятерки»? Повод бить тревогу!

Словарь Даля дает синонимы слову «смышленый»: изворотливый, догадливый, понятливый. Заметно, что «умный» в числе синонимов не приводится. В чем же разница? Похоже, дело в том, что все слова, приведенные В. Далем в качестве синонимов, указывают на быстроту. Можно считать, что смышленость – это способность быстро ориентироваться в непривычной обстановке, каким-то образом быстро находить ответы на неожиданные вопросы и т. д.

В чем опасность?

Что и говорить, качество очень ценное. Но к догадливости, к изворотливости чаще всего прибегают не от хорошей жизни. И не зря школьников специально приучают не пытаться угадать ответ на поставленный вопрос, а сознательно находить его, используя теоретические знания и умение логически мыслить.

Отличник без знаний

Тем не менее, смышленый школьник или студент, даже не изучив теорию, может порой правильно решать задачи. И в этом заключается большая опасность! Такой молодой человек может иметь серьезные пробелы в знаниях, которые невозможно обнаружить без серьезного напряжения со стороны педагогов. И если в классе многие просто не могут решать задачи, то учителю поневоле приходится ставить смышленому пятерки и не «придираться».

Как решить задачу

Приведем пример. Школьнику надо было решить задачу по физике – рассчитать электрическую цепь, в которой были последовательно соединены несколько источников тока. Соответствующую главу из учебника он прочел невнимательно и ничего не помнил. Но он не унывал. Сначала он вспомнил, что транзисторный приемник требует источника тока с напряжением 9 вольт, а туда вставляют 6 полуторавольтовых элементов. Потом засомневался – ему было непонятно, как эти батареи включаются в цепь. Тогда он вспомнил, что в ручной фонарь такие батареи включаются последовательно.

В результате задача была решена, а соответствующая глава в учебнике так и осталась не разобранной. Возможно, этот школьник и при расчете другой цепи что-нибудь вспомнит. Но рано или поздно он «попадется». А если бы он внимательно прочел учебник, он разобрался бы в свойствах электрической цепи и мог бы решить любую задачу. Главное же, разбираясь в чем бы то ни было с помощью учебника, школьник учится работать с книгой. А это умение неизмеримо важнее умения рассчитывать электрические цепи.

Диплом без знаний

В свое время говорили: способных студентов выгоняют из институтов с третьего курса. Это, конечно, преувеличение, но смысл в этом парадоксе есть. Способные ребята часто поначалу хорошо учатся без особых усилий и в результате не приобретают навыков серьезной умственной работы. А поскольку есть темы, которые без такой работы усвоить нельзя, то порой их действительно выгоняли с третьего курса. Резкое увеличение нагрузки оказывалось для них непосильным. Особенно это казалось именно смышленых студентов. Они же часто умудряются сдавать экзамены, не выучив толком теорию. А к третьему курсу эти пробелы в теории накапливаются.

Но если исключение за неуспеваемость – случай все-таки редкий, то для смышленого студента имеется реальная опасность: получить диплом, не имея глубоких знаний, необходимых для полноценной профессиональной деятельности, и, что даже более опасно, без навыков серьезной умственной работы.

В последние годы эта проблема обострилась. Речь идет уже не о студентах, а о школьниках-старшеклассниках. Порой, получая хорошие отметки, они уже имеют глубокие пробелы в теории, вовремя не выявленные учителями.

Так что, если школьник без всяких усилий получает четверки и пятерки, то родителям есть смысл побеспокоиться. Быть может, он хорошо учится благодаря смышлености, а глубоких знаний у него нет. И нет навыков, необходимых для полноценной учебы. Рано или поздно эти недостатки дадут о себе знать.

Смышленым многое легко дается

Смышленость весьма ценное качество, особенно для молодых людей. В молодости человек часто попадает в незнакомые ситуации, где ему не может помочь еще скромный жизненный опыт. И в учебе смышленые ребята быстро усваивают детали. Поэтому у них больше возможностей для углубленного изучения учебных предметов. К сожалению, эта возможность часто не реализуется.

Во всех видах деятельности смышленым со временем становится все сложнее выдерживать конкуренцию с людьми, которые медленно, но основательно изучают тонкости своего дела. В результате смышленые частично вытесняются, а остальные (лучше поздно, чем никогда) приступают, наконец, к серьезному изучению своего дела и постепенно из просто смышленых превращаются еще и в знающих и умных.

Много писалось и пишется про «ловушки», расставляемые жизнью перед молодыми людьми, которым с детства все легко дается. Обычно при этом речь идет о детях влиятельных родителей. Но смышленым ребятам тоже многое легко дается. Жизнь расставляет специфические ловушки и перед ними. Долг родителей и педагогов – помочь им избежать этих ловушек.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.