Рубрики
Водительские права

Какова дорога на экране тренажера для водителя

Динамические имитаторы с теневой проекцией, хотя и создают яркое впечатление движения по дороге, тем не менее не моделируют динамики сложных транспортных ситуаций. Этот недостаток в определенной мере преодолевается путем использования фильмовой проекции.


В качестве динамических комплексных тренажеров, в которых используется этот тип проекции, целесообразно описать тренажер, сконструированный в Таллиннском педагогическом институте. Этот тренажер смонтирован на базе автомобиля «Москвич» и включает в себя все органы управления и индикаторы прототипа. На крыше кузова укреплено фигурное изображение передней части автомобиля, дающее теневое изображение на экране, расположенном на расстоянии двух метров от передней части тренажера. Поворотом рулевого колеса кузов тренажера проворачивается влево и вправо, а вместе с ним перемещается теневое изображение передней части автомобиля на экране.

Процесс управления


Процесс управления начинается с того, что по команде инструктора, который сидит в кабине рядом с учащимся, последний включает систему зажигания и нажимает на педаль стартера. Из-под капота слышится шум электромотора, имитирующий шум работающего двигателя автомобиля.

Реалистичная дорога на тренажере для вождения

Учащийся освобождает ручной тормоз, нажимает на педаль сцепления и включает первую передачу. При отпускании педали сцепления и нажатии на педаль акселератора в помещении, где установлен тренажер, гаснет свет и начинает работать кинопроектор. На экране появляется изображение дороги, заснятой через переднее стекло автомобиля, в том числе сложные и опасные ситуации транспортного движения, неожиданные препятствия и т. п.
Чем больше степень нажатия на педаль акселератора, тем выше скорость продвижения фильма в кинопроекторе и тем быстрее «бежит» дорога под колеса теневого автомобиля. Одновременно увеличивается показание спидометра на приборной панели тренажера, отображая скорость «движения автомобиля по дороге». Когда на пути «автомобиля» возникает какое-либо препятствие, учащийся «объезжает» его, поворачивая рулевое колесо.

В процессе упражнения инструктор имеет возможность изменять показания приборов, измеряющих «давление масла» и «температуру воды», в частности, «довести «давление масла» до нуля и «температуру воды» до 100 «С. Получив указание остановиться, учащийся нажимает на педаль сцепления, «автомобиль» продолжает «движение по инерции» до тех пор, пока учащийся не нажмет на педаль тормоза. Этим он останавливает кинопроектор, а следовательно, и изображение дороги на экране.
В процессе упражнения инструктор фиксирует успешность решения задач, возникающих перед учащимся, в том числе, допускаемые ошибки и недостатки, которые подвергаются разбору после окончания «езды». Кроме того, в ходе упражнения фиксируется время тормозной реакции у учащегося, осуществляемой в ответ на появление неожиданного препятствия.

Недостатки


Недостатком этого типа моделирования является то, что изображаемая на экране дорожная обстановка изменяется вне зависимости от управляющих воздействий учащегося. Эти воздействия, хотя и определяют движение управляемого силуэта на экране, вместе с тем не влияют на поведение водителей и пешеходов, заснятых в фильме, что в какой-то мере ограничивает дидактические возможности динамических имитаторов. Тем не менее они остаются наиболее эффективным средством подготовки водителей к сложным условиям управления автомобилем.


Тренажер для тренировки эмоционально-волевой сферы водителя

Успешная деятельность водителя, особенно в аварийных ситуациях, в большой мере определяется состоянием его эмоционально-волевой сферы. Сюда относятся как способность решительно с максимальной скоростью осуществлять необходимые двигательные реакции, так и способность не допускать преждевременных, импульсивных реакций.
Для развития этих способностей может быть использован функциональный тренажер, разработанный финским психологом С. Хеккиненом. Тренировка на этом устройстве осуществляется следующим образом.
Перед тренируемым находится бумажная лента шириной 15 см, которая движется к нему со скоростью 1, 25 см/с. На ленте нарисованы извилистые линии шириной 3 см — дороги. Сначала их две, но потом становится больше. Как только из-за экрана в поле зрения тренируемого попадает пересечение двух дорог, он должен как можно быстрее нажать на дно мембранной капсулы, связанной со специальным счетчиком реакций. Но это не нужно делать, когда дороги сливаются, когда ответвляется новая дорога или когда две дороги пересекаются на разных уровнях (путепровод).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.