Рубрики
Образование

Как выбрать профессию? Советы детям и родителям.

Очень важный жизненный шаг — выбор профессии. Заниматься тем делом, которое вызывает интерес, доставляет удовольствие, радость — это важное условие, необходимое для того, чтобы ощущать жизненную полноценность.

Выбор учебного заведения, а впоследствии профессии сильно влияет на будущую жизнь молодого человека. В данной ситуации не стоит полагаться на случай, спешить. Требуется серьезно отнестись к данной проблеме, как родителям, так и самим молодым людям.

К вопросу выбора профессии человек возвращается иногда не раз. Впервые он появляется после окончания средней школы, то есть где-то в 15-летнем возрасте. Для тех, кто не пошел в профтехучилище, а продолжил школьное обучение, этот вопрос возникает вновь после получения аттестата зрелости. Что делать дальше: идти работать, поступать на какие-то курсы или в вуз. Решая такие вопросы, необходимо хорошо взвесить все их аспекты.

Нередко при обсуждении вопросов, куда пойти учиться, какую профессию выбрать, в семьях царит критическая ситуация, часто граничащая с отчаянием. Подростки или молодые люди, бывает, сами не знают, что бы им хотелось делать, их жизненные интересы еще не сформированы, а родители так же имеют весьма смутное представление о возможностях, открывающихся перед их ребенком.

Иногда выручают счастливые случаи. Ребенок, например, может заинтересоваться тем, чем увлекаются его товарищи, и соответственно этому выбирает потом свою будущую профессию. Случается, что не семья, не школа, а кто-то совсем другой (родственник или знакомый) может выявить определенный талант ребенка. Однако счастливые возможности не бывают правилом, они скорее свидетельство повышенной чувствительности «чужих» людей до тех задатков ребенка, которых не заметило его ближайшее окружение.

Гораздо чаще влияют на выбор будущей профессии родители, их работа, предпочтения. Но не всегда это можно считать лучшим вариантом. Свою будущую специальность молодой человек должен выбирать самостоятельно, целенаправленно и не торопясь.

Важность

Наше общество заинтересовано в том, чтобы выбор специальности отвечал, с одной стороны, способностям и знаниям учащихся, а с другой — потребностям и возможностям общества. Важность сочетания того и другого должны учитывать и сами молодые люди, и их родители.

Социалистическое общество предоставляет всем своим гражданам равные права. Когда речь идет о школе, то никто не скажет, что один ученик имеет возможность научиться математике, а другому в этом отказано. Конечно, у одного ученика есть способности к математике, а у другого — нет. Один имеет способности к логическому мышлению и добрую память, второй прекрасно владеет своим телом или имеет музыкальный талант, третий – еще какие-то задатки.

Наша система образования призвана способствовать оптимальному развитию талантов. Вместе это составляет предпосылку лучшего выбора будущей работы, что необходимо для ощущения счастья в работе, вообще в жизни.

Молодежь имеет чрезвычайно широкие перспективы. Вместе с тем у нас все еще существует суженное представление о ее возможностях. Нередко из-за этого возникают разочарование и досада у родителей и детей, а впоследствии может сформироваться недовольство молодых людей профессией. Соответствующая осведомленность родителей и детей могла бы предотвратить это. К сожалению, многие родители и дети мало знают о характере, специфике, условиях труда отдельных профессий, перспективе определенных специализаций.

Например, многие рабочие профессии представляются нам такими же, как в начале века. Гораздо шире наши знания о «престижных» специальностях, скажем, автомеханик, парикмахер и т. д., или же профессии родных или знакомых. Вместе сотни других возможностей высококвалифицированной, интересной, перспективной работы остаются для молодежи неизвестными.

Ориентация на обучение в высшем учебном заведении также бывает недостаточно обоснованной. Так, выбирая профессию учителя, иногда будущие студенты руководствуются соображением о том, что у учителей длительный отпуск, забывая при этом, сколько времени отнимает у человека профессия педагога, которая требует психического напряжения и т.д.. Иногда молодых людей привлекают будущие титулы или блеск сцены, поэтому они решают стать артистами.

Делая ставку на «денежные» профессии, многие забывают, что высокооплачиваемый труд бывает сложнее и тяжелее физически или умственно, требует высокой квалификации, большей ответственности, затраты времени и др.. К тому же большие деньги, высокое положение сами по себе не гарантируют удовлетворение работой.

Тем, кто выбирает профессию, а их родителям, возможно, еще больше, стоит задуматься, не оценивают ли они жизненные перспективы подобным образом. И нелишне напомнить, что большинство наших трудящихся (а их миллионы) имеют не «престижные», а другие полезные, необходимые и интересные профессии. Так есть, и так будет всегда.

Не менее важное обстоятельство – человек должен делать то, к чему имеет талант и способности. Такой труд он будет выполнять с удовольствием и ответственностью. Это принесет пользу и человеку, и всему обществу. Конечно, свои таланты и наклонности можно успешно выявить, применить во многих профессиях, а не только в одной, как порой ошибочно представляют родители и дети.

Чтобы прийти к правильному решению, нужно быть хорошо информированным. И хотя в этом плане школы, предприятия, государственные и общественные организации проводят значительную работу, необходимо самим проявлять инициативу и искать соответствующую информацию.

Помощь родителям и детям при выборе профессии

Выбирать будущую профессию ученикам помогают классные руководители, а также педагоги-консультанты, которые еще опытнее учителей школы. С родителями каждого ученика проводятся беседы, в случае необходимости в них привлекают врачей, психологов. В таких беседах готовится комплексная характеристика каждого ребенка, в составлении которой, кроме педагогов, принимают участие врачи, психологи. Она служит основанием для предложений по дальнейшему обучению ребенка. Происходят беседы с родителями и учениками о целесообразности поступления детей в какое-то училище или продолжения их обучения в средней школе.

Детям, которые имеют неполную работоспособность, профессия определяется с участием школьного врача, специальной комиссии, в состав которой входят представители государственных учреждений.

Информацию о трудоустройстве, как и об обучении в училищах, можно получить в соответствующих учреждениях, но чаще сами представители заводов приходят в школы. Организуются экскурсии на заводы, дни открытых дверей и т. д..

Ежегодно отдельными брошюрами издаются справочники об училищах и средних учебных заведениях. За советами родители и молодежь часто обращаются к официальным сайтам учебных заведений.

Для подростков, которые в результате собеседования не прошли в средние профессиональные учреждения, резервируются места в отдельных училищах.

Важно, чтобы родители использовали все возможности для ознакомления с как можно большим количеством вариантов устройства будущего своего ребенка.

Многие до сих пор очень ограничено представляют себе круг профессий, которые можно получить в училищах. Если бы общество исходило из таких представлений, то было бы полно автомехаников, ремонтников, монтажников, поваров, продавцов, парикмахеров, но для остальных профессий, а их подавляющее большинство, людей бы не хватало. Подобные трудности возникают и при выборе средней школы. Родители должны хорошо взвесить все, чтобы предотвратить и собственное разочарование, и разочарование своих детей.

Много зла может принести стремление любой ценой «пробиться» в определенное учебное заведение, получить определенную специальность, если ребенок не проявляет к этому ни способностей, ни желания. Порой необходимо отказываться от своих намерений, иначе ребенок будет разочарован, что может привести к ощущению у него неполноценности или даже потере желания приобретать любую специальность,

Подобное разочарование может породить и стремление сделать из своего ребенка, к примеру, художника-профессионала. Поступить в художественное учебное заведение очень сложно, ведь количество мест в нем намного меньше, чем количество желающих их занять. К тому же детей, у которых с детства отчетливо проявляется определенный талант, скажем, к музыке, изобразительному искусству и др. не так уж и много.

Ежегодно во многих высших учебных заведениях количество абитуриентов бывает гораздо больше, чем количество мест, определенных планом приема (например, на электротехнических, строительных факультетах, в сельскохозяйственных институтах, университетах и др.). Итак, вопрос, куда пойти учиться, надо решать, не только исходя из интересов ребенка или родителей, но ввиду потребности и возможности общества.

Как повышать свою квалификацию?

1. Без отрыва от производства

Кто отсидел на школьной и студенческой скамье, тот получил профессиональную подготовку, которой хватит на всю жизнь. Такое утверждение давно уже утратило свою силу. Жизнь становится все больше сложной, требовательной, наука и техника развиваются такими темпами, что приобретенные в школе или вузе знания стареют все быстрее и быстрее (сейчас примерно каждые 10 лет). Поэтому повышение квалификации и обучение без отрыва от производства становится необходимой составной частью нашего настоящего.

2. Второе решение – дополнительное обучение.

Если ваш сын или дочь закончили неполную среднюю школу, на повестку дня становится вопрос: что делать дальше?

Если они закончили среднюю профессиональную школу, решить не трудно. После ее окончания можно пойти работать. Примерно 20% выпускников поступают в высшие учебные заведения.

В средних школах также наблюдается предварительная беседа с учащимися и родителями по ориентации выпускника: или ему рекомендуют поступать в вуз, или же считают целесообразным ограничиться дополнительным обучением или специальной подготовкой, или советуют пойти на производство и чаще советуют куда. На общем собрании дается информация об отдельных типах учебных заведений, требованиях к поступающим, количестве вакантных мест и о возможности привлечения к практической жизни.

Заинтересованность в обучении двусторонняя: во-первых, предприятию или учреждению нужно, чтобы работник в совершенстве, на уровне современных требований освоил свою отрасль работы (это указывается при комплексной оценке работников, анализе кадров, при обсуждении перемещений и изменений на предприятии и т.п.), во-вторых, сам работник также заинтересован в профессиональном росте, в том, чтобы закончить какое-то учебное заведение, определенные курсы повышения квалификации и др.

Понятно, что предприятие всегда поддерживает намерения повышать квалификацию, если только это идет на пользу производству.

Где можно учиться без отрыва от производства?

Если вы работаете, можно продолжить обучение на вечернем отделении техникума, средней профессиональной школы и т.д. Если вы уже имеете аттестат зрелости, можете стать заочником, вечерником или экстерном в институте или университете. Существуют и другие специальные пути повышения образования работников.

Такое дополнительное обучение, вечернее или заочное, длится два года и завершается выпускными экзаменами. Его цель — специализация выпускников средних специальных школ в узкой сфере производства или на определенном участке работы, ознакомление с новыми достижениями и методами работы, а также обеспечения циклической подготовки руководящих работников.

В высших учебных заведениях существует вечернее, заочное и обучение экстерном. По своему содержанию каждая из этих форм соответствует обучению на стационаре. Так же в точно определенные сроки необходимо сдавать экзамены, регулярно посещать консультации и т.п.

Как повышают свою квалификацию выпускники высших учебных заведений. Чем выше квалификация, тем больше времени потребуется, чтобы обогащать свои знания новыми данными. Уже много лет назад необходимость переподготовки стала совершенно очевидной в медицине. Организует ее Институт усовершенствования врачей. Без такой переподготовки лечение больных не соответствовало бы современному уровню. Представители других отраслей также продолжают после окончания вузов свое образование, используя для этого самые разнообразные формы.

В некоторых отраслях существует двухлетнее последипломное обучение. Здесь излагаются или все предметы, как при обычном обучении, или только некоторые из них. Оно дает возможность работникам, которые уже давно закончили вуз, обновить свои знания по определенной отрасли в свете последних достижений науки, позволяет специализироваться или углубить квалификацию, приобретенную в вузе. Иногда такое обучение проводится с целью переквалификации. Такое обучение становится также важной формой циклической подготовки руководителей.

Во многих учреждениях, в частности в высших учебных заведениях, в научно-исследовательских институтах, от вузовских выпускников требуется окончание аспирантуры, защита диссертации на соискание ученой степени кандидата наук. Следующая научная работа позволяет лучшим работникам получить степень доктора наук.

Существует еще и так называемая циклическая переподготовка руководящих работников и многие другие формы обучения.

Выводы

• Еще до того, как ребенок закончит общеобразовательную школу, родители должны уделить значительное внимание выбору его будущей профессии, собрать для этого больше информации, посоветоваться в школе о склонности, способности и возможности сына или дочери.

• Нельзя заставлять детей идти учиться в какое-то учебное заведение или на какую-то работу, если они не имеют на то способностей или желания. Стоит учесть реальные возможности поступления в высшее учебное заведение, в частности на количество вакантных мест по плану приема.

• Помните, что чем выше квалификация, тем больше времени требуется для обогащения своих знаний новыми данными.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *